Ежегодная премия FONMIX
Первая музыкальная премия для деятелей искусств и предпринимателей, которые видят в музыке не только семь нот, но и отражают в ней свою индивидуальность и уникальный стиль
Главная / Блог / Блокчейн – игровой прием на добивание

Поделиться

19.12.2023

Блокчейн – игровой прием на добивание

Количество легальных компьютерных игр в России сократилось в четыре раза. Средний чек за их покупку вырос в два раза – до более 6 тысяч рублей. Уже 75% геймеров признаются, что хотя бы раз, но добывали игры нелегальным путем. Уход западных правообладателей также усугубил ситуацию с интеллектуальными правами на игровом рынке. О том, какие технологические инструменты позволяют разработчику защитить продукт в реалиях экономической турбулентности, на конференции Mediana Gamedev рассказала вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина.

С главным источником распространения пиратского контента, торрент-трекерами, бороться чрезвычайно трудно, но сегодня есть вполне эффективные инструменты защиты интеллектуальных прав на программную начинку продуктов или – если воспользоваться терминологией геймеров, – лучшим «приемом на добивание» пиратства стал блокчейн. «Общественно-государственная блокчейн-инфраструктура РЦИС.РФ позволяет фиксировать интеллектуальные права на игру. При этом Минцифры уже приравняло Свидетельство РЦИС к свидетельству о добровольной регистрации программы в Роспатенте при подаче документов на внесение продукта в Реестр российского ПО. Это технологичнее, быстрее и дешевле. Последнее особенно важно для молодых инди-разработчиков», – рассказала Валерия Брусникина.

Точки входа в РЦИС.РФ – универсальная платформа для депонирования n’RIS или специализированный сервис для размещения программных продуктов SAVECODE. Последний не только позволяет депонировать код и отслеживать версионность, но и защищает разработчика, помогая искать заимствования кода по открытым репозиториям, например GitHub. Есть и инструмент, который позволяет при внесении в Реестр отечественного ПО анализировать включенные в код открытые и проприетарные лицензии.

Валерия Брусникина также напомнила об актуальности борьбы с плагиатом в играх: музыка, персонажи, сюжетные ходы, дизайн игровых предметов – все это зачастую некорректно заимствуется, и на рынке множество скандалов такого рода: «Во-первых, команде разработчиков и дизайнеров совершенно необходимо иметь лицензии на составные элементы своего продукта. Для этого тоже есть сервис на базе РЦИС.РФ – IPEX. К слову, именно там была приобретена музыка для знаменитой игры Atomic Heart. Во-вторых, разработчикам стоит депонировать все, что они создают, на n’RIS, чтобы иметь правоподтверждающий документ на случай конфликтов и судебных разбирательств».

Конференция Mediana, посвященная технологиям, лежащим под капотом медиаиндустрии, проходит уже в пятый раз. И по мнению ее организатора и ведущего, директора по цифровым и креативным индустриям Фонда «Сколково» Алексея Каленчука, главный плюс «Сколково» как площадки для обсуждения и развития проектов в сфере геймдева – кроссиндустриальный подход, подразумевающий широкий взгляд на вещи и неангажированность. Это делает дискуссию одинаково привлекательной для представителей государства и частных корпораций, для технологических партнеров, инди-разработчиков и инвесторов.

Благодаря своему кроссиндустриальному характеру игровые технологии оказались в зоне интереса Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ), который с 2022 года приложил массу усилий, чтобы заместить импортное промышленное ПО, геометрическое ядро, решения из «красной зоны» отечественными продуктами. И по словам генерального директора Александра Павлова, в определенный момент обнаружились очевидные совпадения в разработках, которые используются для визуализации и 3D-моделирования в игровой индустрии с разработками для визуализации производственных процессов, управления циклами изделия. Это открыло новое направление в работе фонда – ведь оказалось, что креативная индустрия может решать прикладные задачи для промышленности.

Генеральный директор Института развития интернета (ИРИ) Алексей Гореславский отметил, что диалог индустрии и государства идет активно. За полтора года ИРИ профинансировал более 20 игровых проектов на общую сумму около 1,5 млрд рублей, большинство из них находятся в разработке. Среди наиболее известных и ожидаемых — игра «Смута», action/RPG в сеттинге России начала XVII века. Ее релиз запланирован в первом квартале 2024 года.

Национальные и исторические нарративы стараются популяризировать и на Всероссийском конкурсе по поиску и развитию талантов в игровой индустрии «Начни Игру». Его руководитель Марьям Карпова убеждена, что подростки и молодые люди от 14 до 27 лет быстрее учатся разработке, выполняя реальные задания от игровой индустрии. Среди продуктов, появившихся в рамках конкурса, игры «Мой город» и The First Bogatyr.

Работа по продвижению высших моральных и исторических ценностей важна, но при этом не стоит забывать и об интересном геймплее, считает генеральный директор Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ) Александр Михеев. По его словам, отношения государства и бизнеса должны быть сбалансированными и не воспроизводить ситуацию, когда власть замечает перспективную индустрию, давит ее избыточным регулированием, а потом начинает судорожно поддерживать, увидев, что отрасль несколько «захирела». Дополнительное государственное финансирование должно быть целевым – на производство конкретных тайтлов. Также полезна поддержка в форме налоговых льгот.

В том, что избыточное регулирование может убить отрасль, уверен и продуктовый директор «Мира танков» Андрей Лысак. В то же время полное отсутствие регулирования столь же опасно, ведь оно оставляет маленькие независимые компании один на один с гигантами, стремящимися к монополизации рынка. По словам эксперта, роль государства как регулятора в отношении малого бизнеса именно в том, чтобы помогать независимому и наиболее креативному предпринимательству оставаться таковым.

Источник: nris.ru

Другие материалы блога