Музыкальные произведения с текстом и без текста охраняются авторским правом, и в соответствии с законом их авторы имеют право получать вознаграждение за каждое использование своих произведений. Публичное исполнение музыкальных произведений является одним из способов использования интеллектуальной собственности. На публичное исполнение необходима специальная лицензия, разрешающая использовать произведение таким образом. Если в кафе, ресторане, холле гостиницы, торговом зале супермаркета, фитнес-клубе или салоне красоты звучит музыка, то это - публичное исполнение, и авторам, дающим разрешение на использование своих произведений, положено вознаграждение.
Каким образом развивать свой бизнес в рамках закона, как платить вознаграждение авторам и как отчитываться за то, какие произведения прозвучали, расскажем в нашей статье.
В чем разница между РАО и ВОИС
В России существует две организации, аккредитованные государством, которые осуществляют коллективное управление авторскими и смежными правами - РАО и ВОИС. РАО - это «Российское Авторское Общество». ВОИС - Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (не путайте ее с другой ВОИС - Всемирной организацией интеллектуальной собственности, занимающейся администрированием вопросов, связанных с интеллектуальными правами, на международном уровне).
Работа обеих организаций регламентирована статьей 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что они «вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе». Поэтому когда представители РАО и ВОИС приходят с проверкой в то или иное общественное заведение, они действуют строго в рамках своих полномочий. Также и авторские отчисления РАО и ВОИС получают от пользователей, распределяют и выплачивают правообладателям, действуя по закону.
Важно понимать, что для проигрывания музыки в заведении нужно заключить договоры с обеими организациями, потому что РАО управляет правами авторов, а ВОИС - исполнителей и изготовителей фонограмм. На официальных сайтах обеих организаций есть реестры произведений и фонограмм, правами на которые управляют ОКУП.
Что такое фонограмма
Статья 1304 ГК РФ определяет фонограмму следующим образом: «любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение». Любая музыка, которую мы слушаем в записи, является фонограммой, вне зависимости от того, что мы используем, чтобы ее послушать - ресурсы в интернете, диски, радио.
Фонограмма - объект смежных прав, а следовательно, подлежит охране. «Автором» фонограммы является ее изготовитель. И для возникновения прав на этот объект интеллектуальной собственности не требуется соблюдения каких-либо формальностей - то есть право на фонограмму регистрировать не надо.
Использование объектов смежных прав без выплаты вознаграждения правообладателю допустимо только в некоторых случаях, к которым публичное исполнение записи в публичных местах не относится.
Что понимается под публичным исполнением фонограмм
Публичное исполнение фонограммы четко определено в российском законодательстве, как «любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением» (статья 1324).
Поэтому проигрывание музыки в магазинах, салонах красоты, фитнес-центрах, кафе, ресторанах и барах, развлекательных комплексах, парках, клубах, зрелищных и спортивных мероприятиях и др. является публичным исполнением фонограмм.
Нужно ли разрешение на публичное исполнение фонограмм
Два основных принципа исключительного права заключаются в том, что объект интеллектуальной собственности может использоваться только с разрешения правообладателя (автора) и только при условии выплаты ему вознаграждения. При этом закон предусматривает ряд исключений, когда не один из этих принципов или оба не действуют.
Один из таких случаев - когда фонограмма была опубликована в коммерческих целях. Такие фонограммы можно использовать, не спрашивая разрешения правообладателей - авторов музыки и текста, исполнителей и изготовителей записей. Но при соблюдении двух условий:
- выплаты им вознаграждения;
- предоставления отчетов об использовании фонограмм организациям по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию, потому что сбор с пользователей вознаграждения в пользу правообладателей возложен на эти организации.
Как рассчитывается размер вознаграждения
На официальных сайтах РАО и ВОИС размещены Положения о ставках, в соответствии с которыми рассчитывается вознаграждение правообладателей.
Ставки организаций зависят:
- от того, в каком заведении и в каких условиях проигрывается произведение (в ходе массовых мероприятий, в кафе и ресторанах, отелях, в парках, клубах, музеях, торговых точках, спортивных учреждениях, на транспорте, в кинотеатрах, в театральных постановках и т.п.);
- числа жителей в городе, в котором находится заведение или проходит мероприятие («региональный коэффициент»);
- числа объектов одного типа, принадлежащих одному владельцу («сетевой коэффициент»);
- площади заведений.
Кроме того, ставки РАО и ВОИС рассчитываются по-разному для заведений и мероприятий с платным и бесплатным входом, а также зависят от некоторых других условий их работы и проведения.
Как правообладатели узнают о незаконном использовании их фонограмм
РАО и ВОИС являются аккредитованными государством организациями, т.е. сбор, распределение и выплата вознаграждения со всех пользователей являются их прямой обязанностью. РАО и ВОИС на регулярной основе направляют в общественные заведения своих представителей для проведения переговоров – разъяснений норм законодательства об авторских и смежных правах и заключения договоров. В случае отказа пользователя от заключения договора представители РАО и ВОИС вправе осуществить видеофиксацию публичного исполнения музыкальных записей, которые затем идентифицируются с помощью фонографических и музыковедческих экспертиз.
Экспертиза с подписью специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского и смежных прав в суде.
Перед тем, как обратиться в суд, организации направляют ответчику письмо с требованием выплатить компенсации за использование музыки правообладателям и заключить соответствующие договора. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО и ВОИС вправе подать иск в суд.
Что будет, если использовать фонограмму без договора
Хотим обратить ваше внимание вот на что. Проиграв одну-единственную композицию, вы нарушите права сразу трех лиц - автора, исполнителя и изготовителя фонограммы. Это значит, что нарушены будут права как исполнителя и изготовителя фонограммы, так и авторов музыкального произведения. А минимальный размер компенсации, предусмотренной законодательством РФ за нарушение авторского права, составляет 10 000 рублей. Максимальный размер компенсации составляет 5 миллионов рублей. Помимо финансовых убытков нелегальное использование музыкального контента может грозить и другими неприятностями:
- конфискацией оборудования, с помощью которого осуществлялось незаконное воспроизведение музыки;
- ликвидацией юридического лица или прекращением индивидуального предпринимателя, если было зафиксировано неоднократное нарушение закона.
Если организации подают на нарушителя в суд, придется оплатить не только отчисления в РАО и ВОИС для правообладателей, но и все судебные издержки, а также потратить свое время на участие в процессуальных действиях.
Судебная практика
В настоящее время российская судебная практика в целом складывается не в пользу нарушителей. В большинстве случаев суд встает на сторону правообладателей и организаций, их представляющих, и решает дело в их пользу. Вот только несколько примеров, когда владельцам бизнеса приходилось выплачивать весьма существенные штрафы за незаконное воспроизведение музыки:
- с ООО «Мята» взыскано 240 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в ресторане Funduk (Екатеринбург);
- С ООО «КД Сервис» взыскано 228 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение двух фонограмм с помощью технических средств в баре «Контакт бар» по иску, поданному правообладателем авторских и смежных прав, ООО «РДС Рекордс» (г.Санкт-Петербург);
- ООО «Агат» выплатило 200 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в кафе Pronto (Москва) по иску, поданному РАО;
- ООО «Ресторатор» выплатило 182 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в кафе Look (Москва) по иску, поданному Всероссийской организацией интеллектуальной собственности;
- ИП Иващенко Е.Г. выплатила 100 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в магазине «Приколись» (Ростов-на-Дону) по иску, поданному РАО.
И это только несколько примеров из обширной судебной практики с участием организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами.
Возможно ли использовать фонограммы без заключения договора с ВОИС
Да, такая возможность у бизнеса есть. Вопрос в другом, насколько это будет эффективно с точки зрения маркетинга и финансовых затрат. Если вы хотите качественное музыкальное оформление, которое будет отвечать вашим запросам и вкусам вашей целевой аудитории, вы не сможете обойтись теми композициями, которые предлагают артисты не с мировой известностью или библиотеки музыки, распространяемой по открытой лицензии, в силу ряда причин:
- очень разное качество звука, выровнять звучание и подготовить гармоничные плейлисты с использование таких композиций практически невозможно;
- небольшой ассортимент в плане жанров и направлений;
- неудовлетворительное качество самих композиций.
Но можно выбрать другой вариант, который не исключает РАО и ВОИС полностью из схемы организации музыкального оформления, но упрощает взаимодействие с ними для бизнеса. Мы говорим о заключении договора с компаниями, профессионально занимающимися проектированием фоновой музыки для общественных заведений. FONMIX организует музыкальное оформление бизнеса по всей России и не только; мы работаем с любыми компаниями, создаем плейлисты и не только для гостиничной, развлекательной и бьюти-индустрий, ритейла, деловых и офисных пространств, работаем на крупных мероприятиях любой направленности.
Все необходимые договоры с правообладателями и организациями по коллективному управлению правами заключаем мы сами, а наше программное обеспечение имеет функцию автоматической генерации отчетности, которая передается в РАО и ВОИС и на основании которой они рассчитывают вознаграждения. Пользуясь сервисом FONMIX, вы получаете доступ - вдумайтесь только - к 11 миллионам композиций популярной музыки и к самостоятельному составлению плейлистов! Без необходимости заключать миллион договоров с правообладателями и организациями по управлению авторскими и смежными правами и ежедневно записывать треки, которые звучат в вашем кафе или салоне, для формирования отчетов.