Без музыки многим людям сложно представить свою жизнь, ведь с ней у нас часто связаны воспоминания, ассоциации с местами, событиями, людьми и т.д. Но точки зрения физики музыка влияет на организм каждого отдельно взятого человека одинаково — это в 60-х-70-х годах доказали звукозаписывающие компании. Ими был проведен ряд исследований, благодаря которым выяснилось, что толпы на музыкальных фестивалях реагируют на одну и ту же песню абсолютно идентично. А что с эмоциональным восприятием?
Уже в Древней Греции считали, что определенные звуки могут влиять на физическое и душевное состояние человека: шум прибоя успокаивать, а барабанная дробь заряжать энергией. Пифагор, Платон и Аристотель упоминали о лечебном воздействии музыки и верили в то, что она восстанавливает гармонию в теле человека.
Музыкальный теоретик Бернд Уиллимэк считает, что музыка не передает эмоции, а вызывает их, если у слушателя с ней рождаются какие-то ассоциации. Чтобы заставить слушателя переживать мало просто грустной мелодии, точно также слушатель не станет радоваться просто от того, что мелодия веселая, если песня не рождает в нем ни одной ассоциации.
Вы ведь сопереживаете главному герою любимого фильма? Это потому, что по законам драматургии чаще всего главный герой должен иметь общие черты с потенциальным кинозрителем - вы сопереживаете ему, потому что он чем-то похож на вас.
Мелодии, которая произведет абсолютно на каждого слушателя одно и то же впечатление не существует, так считает Итан Хейн - профессор музыки в Государственном университете Монтклера Он в свое время очень любил душевную композицию “Der Gasn Nigum”, считая ее погребальной, но оказалось, что это был свадебный гимн.
Культура на западе такова, что веселая музыка — это тона мажорные, а грустная — минорные. Но еще есть ритмика: быстрый темп — это активность и танцы, а медленный — отдых или и вовсе сон.
Эмоциональность музыки также зависит от музыкальных интервалов: “счастливые” содержат простые пропорции — это октавы, квинты, мажорные терции. Но и тут все зависит от культурной принадлежности слушателя, ведь вкусы в музыке у различных народов формируются независимо друг от друга. Например, нам с вами K-pop может показаться в большинстве своем печальным, а для корейцев он звучит празднично.
Итак, мы выяснили, что эмоции, которые в нас вызывает та или иная музыка — это наша реакция на ассоциации, которые рождаются при прослушивании. Поэтому с точки зрения эмоций одна и та же музыкальная композиция у разных людей может вызывать совершенно разные эмоции, при желании это легко проверить, если прослушать с другом одну и ту же песню, а затем честно поделиться тем, какие эмоции она вызывает у вас и у него. Почему бы не провести такой эксперимент?