Музыкальный фон в магазине или кафе уже стал естественной необходимостью, ведь верно подобранная музыка создает подходящую атмосферу, защищает комфорт личного акустического пространства посетителей, да и вообще располагает к приятному времяпрепровождению и покупкам. Бывает так, что владельцы или персонал включают свое любимое радио для гостей, даже не задумываясь, можно ли включать радио в кафе или магазине. В статье разберемся подробнее в особенностях организации радиовещания в публичном пространстве.
Что говорит закон: действует ли авторское право при включении радио в магазине и когда трансляция радио считается публичной?
Прослушивать композиции, которые звучат на радио можно при различных обстоятельствах. Например, находясь в домашней обстановке с семьей и друзьями, по пути на работу или в магазин на личном автомобиле – все это с точки зрения закона допустимо и не нарушает авторские и смежные права авторов музыкального контента.
Но в тот момент, когда кто-то из сотрудников кафе, ресторана, магазина и других коммерческих организаций, ведущих деятельность, целью которой является получение прибыли – включает радио для посетителей и клиентов, законом это трактуется, как организация публичной трансляции радио и фонограмм, используемых в коммерческих целях. В том числе “публичной”, с точки зрения авторского права проигрывание радио в кафе, магазине и тому подобных общественных пространствах, считается трансляция, организованная в месте открытом для посещения и в присутствии лиц, не принадлежащих в кругу семьи.
Данные действия предполагают выплату вознаграждений каждому правообладателю проигранных треков. В противном же случае может повлечь, как гражданскую, так и административную ответственной, а порой даже – уголовную.
Поэтому владельцам организаций, которые намерены включать радио для фонового музыкального оформления своих пространств, стоит хорошо разобраться, как организовать это легально или выбрать наиболее подходящие варианты.
Штрафы
На данный момент в российском законодательстве существует 3 вида ответственности за несоблюдение авторских и смежных прав.
Стоит уточнить, что по решению суда у правонарушителя изымают все материалы с произведениями, включая оборудование, на котором оно производилось.
Уголовная ответственность предусмотрена согласно ст.146 УК РФ, а размер штрафа прямо пропорционален стоимости нарушенных авторских прав. Размер штрафа стартует от 200 000 руб. и может достигнуть, по решению суда, даже лишения свободы сроком до 6 лет, со штрафом до 500 000 руб.
Штрафы и наказания за несоблюдение авторских и смежных прав на интеллектуальную собственность, к которым относятся и штраф за радио прослушивание в публичных местах, достаточно суровые, поэтому далее рассмотрим, как быть с фоновым оформлением бизнес-пространств, чтобы избежать подобных неприятностей.
Как определяется размер и порядок выплат. Как и с кем нужно составлять лицензионный договор?
В России есть аккредитованные в Министерстве Культуры организации. Они имеют право заключать специальные договоры с правообладателями музыкальных композиций о том, что те в свою очередь передают полномочия на управление этими правами (ст. 1242 ГК РФ), а именно – на сбор и последующую передачу вознаграждений за проигрывание произведений. Для того, чтобы законно проигрывать музыку в заведении, необходимо заключить лицензионные соглашения с организациями и ежемесячно платить им вознаграждение за каждый проигранный трек, а также передавать отчеты о воспроизведенных композициях. Благодаря этому организации смогут верно начислять вознаграждения, как российским так и иностранным правообладателям.
Аккредитованными в России с сфере авторских прав на публичное исполнение музыки являются: РАО и ВОИС. Первое общество собирает выплаты в пользу исполнителей и создателей фонограмм, а ВОИС для авторов.
Чтобы понять, сколько стоят авторские права на композиции, которые транслируют по радио, можно зайти в специальные разделы на официальных сайтах РАО и ВОИС, выбрать вид деятельности организации и ознакомиться со ставками для расчета выплат. Также на стоимость прав влияют такие особенности как: тип заведения, числа точек, в собственности у одного лица, численность жителей в городе, где оно располагается и др.
Важно помнить, что РАО и ВОИС регулярно проверяют организации, не заключившие с ними договора. Поэтому, отвечая на вопрос: при публичном прослушивании радио, нужен ли договор с РАО – можно с уверенностью ответить, что имеет смысл искать более простые решения.
Другое полностью легальное решение – воспользоваться услугами музыкального сервиса, который заключает договора напрямую с правообладателями и их законными представителями, а также с помощью автоматизированных решений собирает и передает отчеты в ОКУПы.
Музыкальный каталог сервиса FONMIX содержит более 15 млн. композиций, собранных по типам бизнеса, тематикам, жанрам, настроению и множеству других важных параметров в более чем 500 тематических плейлистов. Музыкальные редакторы регулярно обновляют данные подборки и могут составить индивидуальные плейлисты для каждого вида бизнеса.
Подробнее о плейлистах и каталогах сервиса, читайте в статье "Виды плейлистов и каталогов, которые предоставляет сервис FONMIX: что нужно знать владельцу бизнеса".